Индивидуальное хранение в Москве

Ретроспектива: легендарные военные автомобили

ГАЗ-АА

Первым отечественным героическим автомобилем стал ГАЗ-АА – грузовик, созданный на базе американского Ford-AA еще в 1932 году. ГАЗ-АА выпускался на протяжении почти тридцати лет и служил практически во всех сферах, где требовалось использование грузовиков. В годы Великой Отечественной Войны родная «полуторка» спасала людей из блокадного Ленинграда, доставляла продовольствие и снаряды, перевозила бойцов и раненых.

Грузовик создавался по принципу – как можно проще и надежнее. Сейчас мощность его четырехцилиндрового мотора (40 л.с.) кажется просто смешной, но к началу Второй Мировой войны такой показатель был вполне приличным. Уже в те годы ГАЗ-АА оснащался четырехступенчатой механической коробкой передач и развивал скорость в 70 км/час. Хотя основой грузовика и стал Ford, его нельзя назвать полной копией – автомобиль был адаптирован к жестким условиям эксплуатации, ему усилили картер двигателя и рулевой механизм. Прозвище «полуторка» грузовик получил за грузоподъемность 1.5 тонны по заводским ТТХ. Но запас прочности отечественных комплектующих был так высок, что автомобиль, порою, нагружали до целых 3-х тонн!

К началу войны парк грузовых авто СССР состоял на 58.5% из ГАЗ-АА, а на базе этого трудяги выпускали самосвалы, автобусы, самую различную спецтехнику и даже полугусеничные автомобили. «Полуторка» стала самым массовым грузовиком Великой Отечественной Войны, всего таких авто было выпущено около 1 миллиона единиц. Вклад в дело Победы грузовика ГАЗ-АА не менее велик, чем у прославленной «тридцатьчетверки», ведь автомобиль трудился и на фронте, и в тылу, а кроме этого – еще и восстанавливал страну в послевоенные годы.

ГАЗ-69

Еще один интереснейший представитель семейства ГАЗ – советский «джип», ГАЗ-69. История его производства восходит к 30-м годам ХХ века, когда руководство СССР поставило задачу – создать надежный и тяговитый легковой автомобиль для нужд Красной Армии. Чтобы и личный состав перевозил, и медикаменты, боеприпасы, а при надобности – и небольшую пушку мог доставить. Естественно, в условиях бездорожья.

Серьезно приступить к работе над таким автомобилем на ГАЗе смогли только после окончания Второй Мировой войны и уже в 1949 году опытный образец ГАЗ-69 принял участие в показательном пробеге по бездорожью, где смог составить достойную конкуренцию ГАЗ-63 и ЗИС-151.

Конструктивно ГАЗ-69 «исповедует» традиции военных автомобилей СССР – как можно проще и максимально надежно. Советский «джип» состоит из прочной рамы, неразрезных мостов, раздатки и низкооборотистого тяговитого мотора. Доработанный двигатель от автомобиля М20 «Победа» (55 л.с.) невероятно живуч и имеет целых девять ремонтных размеров. Родной карбюратор К-22Д опытные автомеханики могли отрегулировать так, что на холостых оборотах мотор держал 400 об/мин. Да и «питался» двигатель ГАЗ-69 фактически любым бензином.

Родная КПП у автомобиля трехступенчатая. С ней внедорожник развивает 90 км/час. Постоянный мост у автомобиля задний, а передний можно подключать прямо на ходу, даже не выжимая сцепления. Подвеска простая и надежная. Мощные рессоры позволяют перевозить по полигону 76-мм орудие при полной загрузке – 8 человек или 2 человека плюс 500 кг. груза.

Выпускалось две модификации ГАЗ-69 – так называемая «командирская», четырехдверная, с наклонным тентом и пятью пассажирскими местами. А также грузопассажирская версия, с двумя дверями и расположенными вдоль бортов лавочками.

Удобный, маневренный, достаточно шустрый по трассе и высокопроходимый в отсутствие дорог с твердым покрытием, ГАЗ-69 быстро завоевал популярность, как в армии, так и «на гражданке». Прошло больше полувека, а «Бобики» до сих пор бегают и в российской глубинке, и в песках Африки, по лесным дорогам Кореи и Вьетнама. Их можно встретить в ретро-клубах автомобилистов и на джиперских «трофи».

За двадцать лет, пока в СССР производили ГАЗ-69, на его базе создавались автомобили для обслуживания аэродромов, однотонный ГАЗ-62 на 11 пассажиров, внедорожник-амфибия, автомобиль для обслуживания почты и даже мобильная ракетная установка, вооруженная ПТУРами. ГАЗ-69 экспортировали в 56 стран мира и производили по лицензии в Румынии и Северной Корее. В СССР всего было выпущено более 600 тысяч этих внедорожников.

+1.00
2011-08-23 16:32:26
 - 16 комментариев

 
0 Barselona
2011-08-23 18:34    ГАЗ-оны до сих пор отлично работают, имея преимущество перед современными автомобилями благодаря высокой проходимости. А на наших дорогах только проходимость и нужна!
А ГАЗ-АА видел в нескольких поселках как трофей-памятник при въезде! Легендарный автомобиль!
 
 
0 Wolf.Scomoroh
2011-08-23 20:23    На автомобилях ГАЗ в деревнях до сих пор работают водители, которые доставляют продовольствия на поля. Даже последующие ЗИЛы не смогли их вытеснить, так как ГАЗы практичнее и более долговечны.
 
 
0 Vasiliy
2011-08-23 20:57    Что там долговечны!! это машины всех времен и поколений!! Принцип " проще и надежнее", по - моему, работает до сих пор. Поразило что наш ГАЗ был сделан на базе американского Ford-AA!!! никогда не знал об этом.
 
 
0 caterina_123
2011-08-23 21:11    Конечно, проходимость высокая, знали же для каких дорог делали. Машина, конечно хорошая и выносливая, но на экологию влияет хуже чем современные авто.
 
 
0 denisko17
2011-08-24 03:42    Да, вот ГАЗ - это история, вот это реально авто, ездит шикарно, выносливее, практичное авто. Катерина123 - ну и что что экологию портит, зато машина зверь, сейчас бы побольше таких, а у нас и так много глупо из порченого воздуха!
 
 
0 post
2011-08-24 04:01    До сих пор удивляюсь в тогдашнем качестве изготовления. У нас в музее стоит такой и каждый год на день победы своим ходом делает почётный круг на площади. В нём всё оригинальное кроме фар и колёс
 
 
0 hrat
2011-08-24 06:50    В 1970-1980-х годах появилась мода устанавливать ещё сохранившиеся ЗиС-5 и, реже, ГАЗ-АА на пьедесталы как памятники военным водителям.
 
 
0 hrat
2011-08-24 06:55    undefinedВ 1929 в Нижнем Новгороде были собраны первые грузовики Форд-АА и легковые Форд-А из частей, присылаемых из Североамериканс ких Соединённых Штатов.
 
 
0 Vadim
2011-08-24 08:00    Именно к военной технике у наших конструкторов и лежат руки, это доказывает чем проще, тем надежнее. Эти машины ремонтировались кувалдой ти парой ключей, комфортабельнос ть тогда не требовалась.
 
 
0 barbudo
2011-08-24 10:20    Умели же раньше автомобили делать! А не то, что сейчас - эти "Лады" несчастные - позорище на вест индустриальный мир!
 
 
0 barbudo
2011-08-24 10:22    Умели же раньше автомобили делать! А не то, что сейчас - эти "Лады" несчастные - позорище на весь индустриальный мир! Вернуть тов. Сталина - тот таких конструкторов бы в Сибирь определил, чтобы думалось лучше на свежем воздухе… ;)
 
 
0 doky
2011-08-24 10:49    Не согласен.На сегодня автомобили делают гораздо качественней. Помимо технических новшеств, чего стоит дизайн отдельный иностранных приз водителей автомобилей…
 
 
0 korvin
2011-08-25 12:11    По тем временам этот автомобиль выполнял свою функцию достаточно качественно. Временя меняются и в мирное время и современном обществе потребности изменились. Сейчас критерии выбора автомобиля зависят от цены, качества и престижа. Жаль что отечественный автопром не пользуется особой популярностью.
 
 
0 veter27
2011-08-25 12:41    То, что сейчас не хватает тов. Сталина, так скорей в плане боязни за результат. Контроль над качеством, как всегда оставляет желать лучшего. Металл во многих деталях сплошной сырец. Лишь бы сделать, а ведь для себя же делаем. Неужели только под статьей и получаются шедевры в нашей многострадально й…
 
 
0 AMATORY5000
2011-08-25 19:01    Меня вообще восхищает этот авто, который прошел всю Великую Отечественную и соответственно коммунизм, с его целями и призывами, то есть работать на износ, а так же с теми условиями в которых он постоянно находился, учитывая развитие техники на тот момент. Просто супер кар.
 
 
0 maksev
2011-08-25 19:21    С умилением читаю на форуме ГАЗоводов, как ребята восстанавливают эти автомобили, сколько любви в них вкладывают, нежности и трепета. Это люди с Золотыми Руками! Ещё они говорят, что в таких автомобилях есть Душа. Я с ними солидарен.